Статистика:

Статьи:







Репортаж с края земли.

Успешно завершилась экспедиция "нижегородцы на камчатке - 2000" здравствуй, камчатка!

на край света мы вылетали из домодедова. Туда летают ил-62 и ил-96. Нам достался "шестьдесят второй". Не так просторно, но терпимо. Свободных мест нет - камчадалы возвращаются из отпусков с материка. Интересно, что материком они называют все земли, расположенные от них за охотским морем.

Хотя камчатка и не остров, а полуостров, "привязанный" к этому самому материку.

Самолет разбегается по взлетной полосе и - до свидания, материк, здравствуй, камчатка! впрочем, до "здравствуй" еще девять часов полета и две трапезы в пути. За чтением московских газет и разговорами время пролетело неожиданно быстро, и вот уже за иллюминатором из плотных облаков выныривает сияющая в лучах близкого солнца заснеженная шапка одного из вулканов. Нам, новичкам, еще трудно определить точно, карякская это сопка или авачинская. Ил-62 степенно погружается в вату облаков и через несколько минут уже бежит по бетонке посадочной полосы аэропорта елизово, что в двух десятках километров от петропавловска-камчатского.

Возле аэровокзала нас ожидают сразу два полковника - бритвин и бондаренко, в ближайшие две недели согласившиеся поочередно быть нашими ангелами-хранителями. Слава бондаренко покажет нам южный маршрут, обеспечит сплав по одной из горных рек, а володя бритвин поведет по северному, в горы.

Петропавловск-камчатский. Камчадалы называют свою столицу питером. И в разговоре удобнее, и некой значимости прибавляет. В городе совсем недавно еще проживало почти триста тысяч человек - около половины всего населения края. Перестройка и последовавшие экономические кризисы привели к тому, что сегодня людей стало значительно меньше. Кто сумел вовремя уехать (пока деньги были деньгами, а цены - ценами), то уехал. Остальные на себе испытывают все прелести эпохи перемен.

Питер расползся по холмам вокруг авачинской бухты, опутав их серпантином дорог и улиц. И это, пожалуй, единственное его сходство с южными портовыми городами, в остальном - типичный для севера городок с невзрачной и совершенно безликой архитектурой стилей "баракко" и "хрущобы". Основную массу домов составляют коробчатые строения пониженной этажности из грязно-серых железобетонных плит местного производства.

Ну, с этажностью понятно - зона сейсмоопасная. Потому-то даже в новых микрорайонах, забравшихся повыше, дома строили максимум в 3-5 этажей, да и то затем железом обшивали. Мы поначалу недоумевали, почему большое количество зданий несет на себе эти проржавевшие листы железа? оказалось - стяжки на случай землетрясения. Есть в питере, впрочем, и немного высоток, построенных в порядке эксперимента с учетом сейсмообстановки. Даже несколько шестнадцатиэтажек. Но архитектурной погоды они не делают.

Автобусы, по большей части старые, японского или корейского производства, а также сотни микроавтобусов тех же стран-производителей снуют по городу, стараясь увернуться от частников, которых с расцветом капитализма здесь появилось огромное количество. Почти весь транспорт, за исключением доживающих свой век отечественных "москвичей" и "жигулей", лиазов и теперь уже заграничных лазов, - с правым расположением руля, что для приезжих весьма непривычно. В питере осталось всего одно муниципальное автопредприятие пассажирского транспорта, большинство перевозок осуществляют частники или арендаторы. А у них цены вдвое выше. После девяти вечера, например, в пригород добраться вообще дорогого стоит.

Здесь вообще все дорого. Особенно привозное, то, что доставляется с материка. В то же время (парадокс!) производить что-то здесь получается еще дороже, настолько дорогие на камчатке энергоносители.

Побродив по городу, мы возвращаемся к месту ночевки. Это курорт. И в прямом, и в переносном смысле. На этом месте, где горячие термальные источники выходят наружу, когда-то построили двухэтажные домики для курортников, бассейн, солярий. Работает он круглый год. Интересно, что обогрев зданий - за счет тех же термальных источников. Но не напрямую (минеральная вода в считанные месяцы разрушит, "съест" трубы теплоцентрали), а через бойлеры. Источник нагревает котел, а по системе пущена уже обычная пресная вода.

Температура воды в купальне регулируется количеством поданной в нее горячей или холодной минеральной воды. Состав воды у каждого источника уникален, поэтому и действуют они на разные хвори и недуги по-разному. Но, как здесь говорят, нет болезней, от которых не помогли бы источники. Нас они после долгого перелета прекрасно взбодрили.

Сплав. Рано утром на "урале" с кунгом выезжаем к месту сплава. По дороге посещаем местность, прозванную малой долиной гейзеров. Они бьют из расщелины склона мутновского вулкана, энергии которого хватит, чтобы вращались турбины геотермальной электростанции, которую здесь строят. Линия электропередач уже связала строящуюся станцию с поселком елизово и далее с питером.

На перевале рядом с малой долиной гейзеров нас заинтересовало необычной архитектуры здание, явно не вписывающееся в разряд промобъектов. Оказалось, выдержанное в каком-то псевдоготическом стиле, обшитое деревом строение - будущая гостиница для очень богатых туристов. Здесь все будет за доллары.

Кстати, чуть не написал "для очень богатых иностранцев", да вовремя вспомнил, что не все иностранцы могут позволить себе то, что доступно "новым русским". Еще вопрос, кто здесь больше валюты оставит.

Трехэтажное здание гостиницы расположено очень удачно: из всех окон открывается прекрасный вид на сопки, перевал, гейзеры. В тонкости строительного дела вникать не было времени - нас ждал сплав, но удалось выяснить, что здесь будут люксовые номера по высшему разряду, ресторан, сауна, бассейн с термальными водами, бильярд, а также много чего-то еще, что и не снилось простым смертным. А чтобы гости не порастрясли часом себя по горной дороге, рядом строится вертолетная площадка.

Сделав пересадку на гусеничный вездеход (дальше можно пробраться только на нем), движемся дальше. По прямой до зимовья, откуда начинается наш сплав, не более 20 км, но ехали мы несколько часов, преодолевая сопки, каменные осыпи, ручьи. И вот наконец само зимовье. Наш проводник, виктор бутин, личность во всех отношениях примечательная. Род свой он ведет от казака бутина, который шел с экспедицией беринга, да за излишнюю вольность был высажен на юге камчатки. Места, по которым двигался наш вездеход, - вотчина будулая (так за поразительное внешнее сходство с известным киногероем здесь зовут виктора). Он, как местный житель, арендует 84 тысячи гектаров угодий, рек и лесов, где промышляет соболя, медведя, рысь, росомаху, ловит в реке опале нерку, кижуча, чавычу, горбушу, кету. И охраняет все это от чужаков.

Лет пять назад, когда на камчатку за экзотикой и охотой поехал иностранец, зимовье (обычно это один деревянный домик) пришлось расширять. На нашем зимовье уже три домика, дизель, исправно снабжающий весь лагерь электроэнергией.

Утром на четырех лодках и спасательном плоту уходим по реке опале к порогам. На одной из проток, обходя большой залом, образованный стволами упавших деревьев, мы на полном ходу буквально нанизываем плот на острый сук топляка, невидимого под водой. "Спасайся, кто может!" - и вот уже все на берегу, мокрые, но целые. На солнце быстро обсыхаем и заклеиваем просохший плот. Время поджимает, и мы отправляемся дальше.

Время от времени будулай поднимает весло. Это знак - впереди медведь. На берегу у самой воды или на взгорье на фоне неба эти таежные великаны, вставшие на задние лапы и с любопытством разглядывающие незнакомцев, плывущих в ярких штуковинах, видны особенно четко. Будулай сказал, что нам повезло: на достаточно коротком отрезке реки мы насчитали более двух десятков "хозяев тайги".

Ночевку сделали на открытом лугу: здесь ветерок сдувает гнус и комаров. Сплав начали рано, впереди ждал достаточно серьезный порог. На перекате тесное место действительно тесно от стиснувших реку берегов, от больших валунов, торчащих посреди течения. Это только с берега кажется, что плот по реке идет медленно. Доли секунды (нам так показалось) - и залитый водой плот пулей вылетает из каньона. Мы едва успеваем прижать его к берегу.

Заканчиваем сплав. Южный маршрут пройден. Впереди горы. И штурм будущего нижегородского перевала.

Олег чесноков. Петропавловск-камчатский - нижний новгород.





Наверх
Авторизация
Логин
Пароль
зарегистрироваться
напомнить пароль
Статьи
Новости
Подписка

http://di-rabota.ru Copyright © 2004-2008, http://di-rabota.ru [email protected]://di-rabota.ru